Экскурсию по Ярославлю лучше всего начинать с посещения Спасо-Преображенского монастыря. История этой обители начинается еще в 12-м веке. Она была построена с одной целью - защищать границы Ярославля, пути, ведущие к Кремлю и посаду. Меж тем, благодаря просветительской деятельности правящих князей Всеволода Большое Гнездо и его сына Константина, в монастыре было открыто первое на северо-востоке училище, благодаря чему ширилось собрание славянских и греческих рукописей, достигшее в итоге колоссальных размеров. Уже к 1764 году храм вошел в число 16-ти крупнейших монастырей, где к тому времени насчитывалось около 14-ти тысяч крепостных душ. Кроме того, на его территории находилось огромное количество мельниц, монастырь владел рыбными промыслами, вел крупные торговые операции. А благодаря тому, что обитель была окружена высокими и толстыми каменными стенами, сюда в 16-м веке была перенесена государственная казна. Уже в 1612-м году монастырь становится штабом Минина и Пожарского во время ополчения Владимира, Суздаля, Костромы и других городов. Символично, что внутренние своды Святых ворот были украшены сценами из Апокалипсиса, где изображены драконы, чудовища, ангелы и всадники. Центральное сооружение монастыря - Спасо-Преображенский собор - стало усыпальницей не только князей, но и богатых горожан. Еще один интересный факт: здесь находятся мощи правящих в конце 13-го века святых князей Федора Черного и его сыновей Давида и Константина. Они почитались всегда у ярославцев как покровители города. На центральной площади монастыря с восточной стороны расположилась звонница, построенная в 16-м веке. В ее нижнем ярусе находится церковь, интересная своим необычным иконостасом, который был написан прямо на стене. Здесь же есть смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на город, монастырские купола. Здесь же находится настоятельский корпус и трапезные палаты. Расположенный неподалеку келейный корпус интересен тем, что он построен с использованием высоких технологий того времени. Так, в здании есть внутристенные лестницы, стенные шкафы, окна на лестницах и в сенях, а вход в каждую келью имеет крыльцо.
В стенах Спасо-Преображенского монастыря расположился Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
За пределами монастыря, на Богоявленской площади стоит церковь с аналогичным названием. Высокое здание, построенное в 1684-1693 годах, привлекает внимание обилием изразцов. Они спускаются вертикально, украшают стены, приделы. Одни имеют повторяющийся рисунок. Другим, находящимся в вертикальных рядах, характерны замкнутые рисунки. Внутреннее убранство церкви не менее интересно. Все росписи можно поделить на восемь ярусов. Здесь можно увидеть сцены чудесных исцелений, спора Христа с фарисеями, иллюстрации притч и многое другое.
На восточной стороне Богоявленской площади находится Знаменская, или Васильевская башня, построенная в 1658 году после сильнейшего пожара, охватившего город. В то время пламя уничтожило почти все старинные деревянные постройки: 29 церквей, три монастыря, около полутора тысяч жилых домов и ремесленных мастерских, торговые ряды, мосты. Возведение каменных строений началось спустя десятилетие. Тем не менее, из всех построенных сооружений уцелели лишь два. Это как раз Знаменская башня и Волжская.
По улице Советская расположился другой памятник архитектуры - церковь Ильи Пророка. Она была построена в середине 17-го века на средства самых богатых в то время скупщиков пушнины братьев Аникея и Нифантея Скрипиных. Их огромное состояние заставило считаться с ними даже самого царя Алексея Михайловича. Когда Скрипины вместе с посадским народом боролись против влияния Спасского монастыря, царь, приняв их сторону, лишил духовную обитель всех земель и в знак высшего благоволения подарил честным мятежникам частицу Ризы Господней.
Храм Ильи пророка состоит из самой церкви, Ризположенского придела, колокольни и галереи. Внутреннее убранство здания представляет настоящую сокровищницу художественного мастерства. Заказчицей многочисленных настенных росписей стала вдова Нифантея Скрипина Улита Макарова. А выполнила их артель, состоящая из 15 человек, во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным. В отличие от других храмов, эти стенописи ни разу не переписывались, а лишь промывались от грязи. В основном, росписи стен посвящены житию Ильи Пророка и его ученика Елисея. Интересно то, что художники использовали в иллюстрациях только бытовые сцены, по которым теперь можно определить условия жизни на Руси в 17-м веке. К примеру, на одной из композиций иконописцы изобразили жатву. Это произведение можно отнести к древнему "ноу-хау", ведь раньше не разрешалось иллюстрировать на стенах богатейших храмов крестьянский труд. В этом отношении Гурий Никитин превзошел всех своих собратьев по кисти того времени.
Церковь Николы Надеина - первый каменный посадский храм в Ярославле, построенный в 1622 году. Он стоит на углу Народного и Волкова переулков. Название этой церкви появилось от двух имен: первая часть наименования происходит от Николы Чудотворца, а вторая - от заказчика храма Епифания Свешникова по прозвищу Надей, государева гостя (считается, что этот титул носили самые привилегированные купцы). Храм стал своеобразной домовой церковью для Епифания: здесь проводились богослужения для его семьи и приближенных. В то же время церковь стала усыпальницей для богатого купца, тело которого покоится в подклете здания, здесь же находятся и останки членов его семьи. Собственный подклет Свешникова интересен своими антимонастырскими росписями, появившимися в результате борьбы купца со Спасским монастырем, который хотел завладеть всеми землями города. Первый сюжет, состоящий из 15 иллюстраций, рассказывает о том, как юноша нашел злато. В историю включен эпизод, когда монахи убивают ни в чем не повинного юношу после того, как тот показывает им, где зарыт клад. Другой сюжет называется "Видения Иоанна Лествичника". Здесь художники изобразили лестницу, по которой вверх карабкаются монахи, а черти тянут их в ад. Рядом с этой церковью расположилась другая, освященная в честь Рождества Христова. Она была также построена на средства богатых купцов, братьев Акиндина и Гурия Назарьевых. Причем, место для храма нашли рядом с усадьбой меценатов. Строительство церкви затянулось из-за недостаточного финансирования проекта. И лишь спустя десятилетие благодаря сыновьям Гурия, которые владели богатейшими рыбными ловлями в России и поставляли в столицу красную рыбу, зернистую и паюсную икру, она открылась. При этом существенно изменился внешний облик здания: храм расширили, появились пристрои. Интересен и тот факт, что сыновья Гурия, братья Гурьевы приказали украсить храм разноцветными изразцами, подражая Востоку, куда они часто ездили. В итоге при отделке церкви впервые были применены муравленые изразцы, ставшие впоследствии своеобразным отличительным знаком Ярославля. Уникален и изразцовый фриз, на котором помещены имена меценатов, вложивших собственные средства в храм. Стоит отметить, что в то время светская запись еще не получила такого широкого распространения, как в последующие столетия.
Еще одну уникальную церковь, которую стоит посетить, освятили в честь Иоанна Предтечи. Она находится чуть выше по течению реки Которосли. Ее главная индивидуальность - главный купол, напоминающей внешне вогнутую чашу. Это сооружение, построенное в 1671-1687 годах, считают итогом развития всей ярославской архитектурной школы благодаря сплетению почти всех существующих церковных стилей. Здесь можно увидеть и типичные разноцветные изразцы, и кованые ворота, и, конечно же, стенописи. Кстати, росписи церкви были выполнены артелью Дмитрия Плеханова и представляют собой практически весь период библейской истории от сотворения до падения Иерихона. Еще одну уникальную стенопись можно увидеть в нижнем ярусе южной и северной стен. Это святцы "Двенадцать месяцев", на которых изображены все православные святые. А необычный для того времени травянистый цветной орнамент украшает все детали храма, начина от скамей и заканчивая иконостасом.
Если плыть вдоль берега реки Которосли или ехать в сторону Углича, можно увидеть и другие храмы. Среди них - церкви Никиты-мученика, Дмитрия Солунского, Петра Митрополита, Николы Мокрого, Тихвинской иконы Богоматери, иконы Владимирской Богоматери и другие. Кстати, сохранился в этой местности и один монастырь, названный Толгским. Он находится в 6 км от центра города. Церковная легенда рассказывает, что он был основан епископом Трифоном на месте явления ему Толгской иконы Богоматери. Сейчас эта икона хранится в Ярославском художественном музее, и каждый раз, когда наступает 21 августа, ее привозят в родную обитель. Монастырь дошел до нас перестроенным, что связано с пожаром, полностью уничтожившим первые постройки. Восстанавливали его на средства Ивана Грозного, который якобы исцелился в его стенах от болезни ног. В 1625 году здесь появилось самое древнее сооружение - Крестовоздвиженский собор, позже - собор во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, в котором поныне покоятся мощи святителя Игнатия Брянчанинова.
Любители изобразительного искусства и музыки могут посетить частный музей Джона Мостославского - "Музыка и время", который расположился по улице Волжская набережная, 33а. Здесь туристы могут ознакомиться с коллекцией колоколов и колокольчиков: поддужных, настольных, дверных, рыбацких, церковных и других. Здесь же находятся старинные часы, музыкальные инструменты, стулья, кресла, зеркала, патефоны и граммофоны.
Отправляйтесь в тур по Ярославлю - одному из прекраснейших городов Золотого Кольца России! Экскурсии по Ярославлю доставят вам массу удовольствия и ярких впечатлений! В Ярославле достопримечательности не оставят вас равнодушными! Вы запомните этот отдых в городе Золотого Кольца России надолго!Название | Фото | Рейтинг | Цена (руб) |
---|---|---|---|
Гостиница Юбилейная |
0 | ||
Санаторий-профилакторий "Железнодорожник" |
0 |