Частный кинобизнес возвращается… (1992-2002)
1992 ГОД
Экономические реформы нового российского правительства привели с резкому падению курса рубля при продолжающемся первое время тотальном дефиците продуктов и товаров. Именно в этом году немалое число российских граждан на одних только операциях купли-продажи импортных товаров сколотили миллионные капиталы, часть из которых по соображениям престижа, дружеских связей, но главное – для «отмывки» теневых средств, вкладывались в кинобизнес.Теоретически в прокат 1992 года могло выйти немалое число новых отечественных фильмов - 172, львиная доля которых снималась на деньги частных фирм, банков, акционерных обществ и прочих организаций. Однако на деле, быть может, вопреки надеждам некоторых новоявленных кинокоммерсантов, в прокате оказался все тот же набор заокеанских боевиков.
Переживающая поистине второе режиссерское рождение Кира Муратова, каждый свой фильм 90-х превратила в событие отечественной культуры, раз за разом осуществляя свои замыслы, не реализованные в годы цензурных запретов и гонений. Блеснул каллиграфией «большого стиля» фильм режиссера Ивана Дыховичного и оператора Вадима Юсова «Прорва», чей завораживающий «сталинский ампир» визуального ряда отпугнул отборщиков многих фестивалей…
К сожалению, фильмы таких «мэтров» российского кино как Марлен Хуциев («Бесконечность») и Игорь Таланкин («Бесы»), на мой взгляд, уже на премьере казались псевдомногозначительной и нестерпимо скучной архаикой. Хуциевская «Бесконечность» стала, быть может, самой долгожданной и самой разочаровывающей премьерой года. И приз, полученный ею на Берлинском фестивале, вероятно, нельзя расценивать иначе как дань былым (и несомненным!) заслугам старого мастера...
1992 год порадовал несколькими весьма крепкими по ремеслу жанровыми фильмами, что, к несчастью, почти не отразилось на их прокатной судьбе. Авантюрные комедии «Встретимся на Таити», «Гений», «хичкоковский» триллер «Жажда страсти», едкая сатира «Комедия строгого режима» при иной социокультурной ситуации могли бы, наверное, сделать их создателей весьма обеспеченными людьми.
И все же эти картины, как и прежде, скорее, исключение, чем правило. Не менее сотни лент 1992 года, как в художественном, так и в жанровом отношении выглядели обескураживающе убого. Бесспорно, большинство «авторов» этой халтуры составляли волонтеры-дилетанты, бог весть какими способами нашедшие деньги для своих дебютов. Однако отсутствие редакторской правки не лучшим образом отразилось и на работах многих известных кинематографистов, решивших, по-видимому, распрощаться со своими былыми профессиональными «замашками». Одному Богу известно, зачем, к примеру, Сергею Никоненко понадобилось снимать пошлейшую «Брюнетку за 30 копеек» (как, впрочем, и большинство его режиссерских опусов 90-х годов). Ни секс, ни насилие, ни «разоблачуха» с «чернухой» опять не помогли отечественным конъюнктурщикам добиться хотя бы минимального зрительского успеха...
1993 ГОД
Год новых экономических и политических (октябрьский штурм Останкино и Белого дома в Москве) потрясений. Московский международный кинофестиваль, состоявшийся в июле 1993 года, пожалуй, впервые за всю свою историю испытал дефицит зрителей. Толпы жаждущих «лишнего билетика», похоже, навсегда ушли в прошлое. «Объевшаяся» лакомыми и «запретными» в былые времена западными фильмами, массовая аудитория предпочла смотреть кино по ТВ и видео (уже дома, а не в доживавших последние деньки видеозалах), не соблазняясь ни изумительной цветопередачей фестивального «кодака», ни громкими именами создателей фильмов. Пожалуй, впервые за много лет, российское кино весьма скромно звучало на международных кинофестивалях. Тепло встреченные российской кинокритикой картины «Барабаниада» Сергея Овчарова и «Макаров» Владимира Хотиненко за границей смотрели куда прохладнее. Да и остальные художественные кинолидеры 1993 года на главных мировых фестивалях золотых пальм, львов и медведей тоже не снискали...Снова уменьшилось российское фильмопроизводство (152 полнометражных фильма). В 1993 году всего стало меньше, например, заметных дебютов (Сергей Урсуляк - одно из немногих исключений). «Мэтры» былых времен представлены только тремя фамилиями: Петр Тодоровский («Анкор, еще анкор!», Георгий Данелия («Настя») и Эльдар Рязанов («Предсказание»). Былые возмутители спокойствия сняли претенциозные, но крайне неудачные картины («Мечты идиота» Василия Пичула)... Добротный коммерческий кинематограф также практически сошел на нет. Кроме мелодрамы Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна» и комедии Юрия Мамина «Окно в Париж» можно выделить, пожалуй, лишь «Затерянного в Сибири» Александра Митты ...
1994 ГОД
Россияне, похоже, начали привыкать к заполненным (заграничной продукцией) прилавкам отечественных магазинов. Все больше семей стали обладателями видеотехники. Относительно спокойный в политическом отношении год в самом его конце запятнан началом чеченской войны, которую официальная пропаганда долгое время пыталась выдавать за некий незначительный конфликт, связанный с «восстановлением конституционного порядка на части территории Российской Федерации».Год несомненного бенефиса Никиты Михалкова. «Оскар» и призы Каннского и иных фестивалей, как бы там не возмущались недоброжелатели, просто так не получают. Драма Никита Михалкова «Утомленные солнцем», на мой взгляд, серьезная художественная удача не только кинематографического года, но и десятилетия. На фоне этого успеха работы остальных режиссеров старшего поколения выглядели куда менее выигрышно. Ни залихватская постперестроечная комедия Андрона Кончаловского «Курочка ряба», ни стильная, но анемичная «Музыка для декабря» Ивана Дыховичного, ни даже изысканные «Увлечения» Киры Муратовой не стали подлинными событиями года.
Ушли в прошлое золотые для многих «киношников» времена начала 90-х, когда число режиссеров увеличивалось в геометрической прогрессии. «Частники» все реже вкладывали деньги в убыточное кинопроизводство. Неуклонно сокращалась и государственная поддержка «десятой музы». В итоге общее количество фильмов уменьшилось вдвое – до 68-ми. Однако известный принцип «лучше меньше, да лучше», как видно, срабатывает не всегда… Добротных коммерческих картин в 1994 году не больше, чем в предыдущем. «Дорога в рай» и... Даже не знаю, чем продолжать. Не плюсовать же сюда скучную мелодраму Валерия Пендраковского «Я свободен, я ничей»...
Непривычно коротким по сравнению с прошлыми годами выглядел в 1994-м и список успешных дебютантов. Бывший оператор Денис Евстигнеев в гордом одиночестве дебютировал в режиссуре «new Russian» фильмом «Лимита». В «молодых» конкурентах у него по сути были лишь Валерий Тодоровский с «Подмосковными вечерами» и Сергей Ливнев с «Серпом и молотом»…
1995 ГОД
Год бессмысленного продолжения чеченской войны при весьма относительной стабилизации российской экономики. Имущественное расслоение россиян обозначилось очевидной пропастью между богатством десятков тысяч и бедностью десятков миллионов...Количество российских фильмов упало до 46-ти. В виду сокращения числа частных продюсеров, имеющих странное хобби вкладывать деньги в убыточное кино, значительная доля картин снова полностью или частично профинансирована государством. После несвойственной им ранее паузы дуэт Абдрашитов-Миндадзе обрадовал российских киноманов драматической комедией «Пьеса для пассажира» (приз на Берлинском фестивале). Савва Кулиш («Железный занавес») и Петр Тодоровский («Какая чудная игра») выступили с ретродрамами о жизни послевоенной молодежи. Пресса приняла их труды довольно сдержанно. Немало споров вызвала драматическая комедия Владимира Хотиненко «Мусульманин», но поистине под бурные аплодисменты российских журналистов прошла премьера, на мой взгляд, несколько однообразных по комедийным приемам «Особенностей национальной охоты...» (главный приз «Кинотавра»). На фоне этих шумных премьер совершенно незаслуженно была оттеснена на второй план ироничная и психологически тонкая картина Георгия Данелия «Орел и решка» (к слову, так произошло и с предыдущей работой мастера - грустной комедией-сказкой «Настя»).
Надо сказать, что именно Данелия, стал одним из немногих (вместе с Муратовой, Михалковым и Рязановым) режиссеров, сумевших поставить в 90-х годах по три и более фильмов, оказался как бы вне «тусовочной» моды из-за своего упрямого нежелания подстраиваться под социальную и кинокритическую конъюнктуру.
1995 год знаменателен возвращением в кинематограф создателя легендарных «Полетов во сне и наяву» Романа Балаяна. Увы, его экранизацию тургеневской «Первой любви», вопреки ожиданиям, иначе как главным провалом года и не назовешь: по-видимому, режиссеру категорически противопоказан длительный простой...
С заметными дебютами в игровом кино 1995 года дела обстоят не густо. Кроме перешедших из документального и коллажного кинематографа Алексея Учителя и Олега Ковалова назвать вроде бы и некого. Подававшие когда-то определенные надежды дебютанты конца 80-х - начала 90-х - Игорь Алимпиев, Лидия Боброва, Сергей Дебижев, Валерий Огородников, Сергей Попов, Светлана Проскурина, Сергей Снежкин, Олег Тепцов, Аркадий Тигай вышли из «киноигры» чуть ли не на пять лет. Быть может, они оказались не приспособленными к жестоким правилам рынка, где каждый сам должен ухитриться добыть деньги для очередной постановки...
Развлекательный кинематограф в середине 90-х помимо «Охоты…» держался на мелодраме «Американская дочь», каскадерском боевике «Крестоносец» и комедиях «Московские каникулы» и «Ширли-мырли», которые по тогдашним меркам имели вполне приличный зрительский успех, во всяком случае - на видео. Автор комедии «Ширли-мырли» Владимир Меньшов, несомненно, рассчитывал вернуть себе былое реноме фаворита кассы. Однако зрители, отучившиеся ходить в кино, предпочитали дождаться премьеры капустника В.Меньшова по телевидению (в купе с напористой мелодрамой Евгения Матвеева «Любить по-русски»).
В 1995 в Москве появляется первый в России кинотеатр с настоящим многоканальным звуком Dolby - «Кодак-Киномир» (к началу XXI века в столице их будет уже около полусотни, и залы с новой техникой появятся во всех больших и средних российских городах).
1996 ГОД
Год бесчисленных политических скандалов в кремлевской верхушке и жесткой предвыборной борьбы за президентское кресло. Год бесславного окончания так называемой первой чеченской войны. Именно в это время российский кинематограф наконец-то откликнулся на нее «Кавказским пленником» Сергея Бодрова. На фоне самого низкого за все 90-е годы числа снятых в России фильмов военная драма Сергея Бодрова выглядела несомненным лидером, что немедленно было отмечено прессой и фестивальными жюри. Фильм неплохо распространялся и на видеокассетах...Старую гвардию представили в 1996 году Геннадий Полока, Эльдар Рязанов и Владимир Мотыль. Впрочем, работу последнего - крымскую мелодраму «Несут меня кони...», на мой взгляд, невозможно признать удачной экранизацией чеховской «Дуэли». Мотыль образца 1996, увы, ничуть не напоминал крепкого профессионала «Белого солнца пустыни». Дурная театральщина, которую, как известно всей душой ненавидел Чехов, поистине правила бал в этом опусе «мэтра»...
Количество российского кино-96 свелось к трем десяткам названий (28 «киноединиц»). Фестивали СНГ-эшного масштаба буквально боролись только за то, чтобы добыть мало-мальски пристойную отечественную ленту... По сути, настал римейк «эпохи малокартинья»...
1997 ГОД
Благодаря сильной притче дуэта Миндадзе-Абдрашитов «Время танцора», мелодраме П.Чухрая «Вор», черной комедии К.Муратовой «Три истории» и драме А.Сокурова («Мать и сын») общая картина выглядела довольно пристойной. На состоявшемся летом 1997 года очередном Московском фестивале одну из главных наград получила картина "Мать и сын". Самым кассовым (относительно остальных) фильмом года стала криминальная драма Алексея Балабанова «Брат», с ее характерным моральным релятивизмом. Валерий Тодоровский вынес на суть зрителей по-европейски элегантную «Страну глухих» с великолепными актерскими работами Дины Корзун и Чулпан Хаматовой. Однако в целом "малокартинье" продолжалось (годовая российская продукция составила 32 фильма)... Впрочем, что бы там не снимали российские кинематографисты, и какие бы они не получали призы на фестивалях, молодые зрители продолжали смотреть не штучное, авторское, а развлекательное кино массовой культуры, в основном - американской.1998 ГОД
Год очередного финансового кризиса (август 1998) и чехарды в российском правительстве. С лета 1998 съемки многих российских фильмов оказались замороженными: Но все-таки 35 лент в той или иной степени добирались до экранов. Старшее поколение представило, по сути дела, только два фильма "международного класса" - «День полнолуния» Карена Шахназарова и «Хрусталев, машину!» Алексея Германа. Увы, замечательный фильм А.Германа в целом оказался не понятым на Каннском фестивале. Алексей Балабанов стал триумфатором "Ники" с картиной весьма скользкого морального смысла (в былые времена фильм наверняка обвинили бы в патологии и перверсии). Бывший киновед Николай Лебедев дебютировал неплохим "хичкоковским" триллером "Змеиный источник". А бывший успешный сценарист Петр Луцик - мрачной антиутопией под названием "Окраина" (к сожалению, эта работа стала, последней в его яркой, но короткой творческой жизни).1999 ГОД
Год добровольного ухода со своего поста президента Б.Ельцина, очередных парламентских выборов и возобновления полномасштабной войны в Чечне. Год попытки возрождения Московского фестиваля. Год триумфального проката романтической мелодрамы Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник" и обидных неудач таких известных мастеров, как Владимир Хотиненко ("Страстной бульвар") и Василий Пичул ("Небо в алмазах"). В любимцы прессы попали такие, на мой взгляд, средние картины, как "Блокпост" и "Барак". А на Каннском фестивале приз за сценарий получает медитативная драма Александра Сокурова "Молох", рассказывающая о «мирной жизни» Гитлера.Общее количество российских фильмов в 1999 году чуть превысило уровень предыдущих двух лет (41 полнометражная игровая "единица").
«Горячая десятка» хит-парада российского кино 90-х
Увы, официальные данные отсутствуют. Вместе с тем очевидно, что лидерами проката 90-х были Ширли-мырли (1994) Владимира Меньшова, Особенности национальной охоты… (1995) Александра Рогожкина, Брат (1997) Алексея Балабанова и Сибирский цирюльник (1999) Никиты Михалкова. На рубеже XXI века самым кассовым российским фильмом стал, бесспорно, «Брат—2» того же Алексея Балабанова.2000 ГОД
Этот год ознаменовался завершением многотрудной работы Глеба Панфилова над фильмом "Романовы: Венценосная семья" и масштабного "Русского бунта" Александра Прошкина (экранизации пушкинской "Капитанской дочки"). Обе работы продемонстрировали авторский профессионализм, но, увы, не стали столь популярными у широкой публики, как, скажем, "Пан Тадеуш" в Польше... Условно "молодой" Алексей Учитель подарил адептам изысканного ретростиля любовную мелодраму о Бунине - "Дневник его жены". Балабановский «Брат-2» стал самым кассовым российских хитом года. Под занавес киносезона порадовал своих поклонников давно не снимавший Сергей Соловьев. Его «Нежный возраст», получивший главный приз «Кинотавра», стал своего рода коктейлем поэтического стиля «старого доброго Соловьева» времен «Ста дней после детства» и ернических «Черной розы…» с «Домом под звездным небом». Ни на Берлинском, ни на Венецианском фестивалях российский кинематограф не блистал. Исключением стала "Свадьба" Павла Лунгина, обласканная в Канне...2001 ГОД
Завершены съемки 53-х игровых фильмов. Два знаменитых «ленкомовских» актера – Олег Янковский и Александр Абдулов решились дебютировать в режиссуре. Правда, рождественскую комедию «Приходи на меня посмотреть» (режиссура О.Янковского и М.Аграновича) зрители встретили куда теплее, чем «Бременских музыкантов и Co» А.Абдулова, где он старательно имитировал стиль телесказок Марка Захарова. Наконец-то состоялась премьера давно ожидавшейся экранизации военно-шпионского романа Владимира Богомолова «Момент истины» (российско-белорусская копродукция «В августе 44-го» Михаила Пташука). Вернувшийся из Германии Александр Митта подтвердил свой класс мастера зрелищного жанра в кино/телесериале «Граница/Таежный роман».На каннском киносмотре без особого успеха прошла премьера «Тельца» Александра Сокурова – своего рода постскриптума к «кинолениане» прошлых десятилетий. Несмотря на опостылевший антураж из «братков» и «ментов, наиболее заметным дебютом стали «Сестры» Сергея Бодрова. Так называемая «золотая молодежь», столь активно заявившая себя в клипмейкерстве (Федор Бондарчук, Григорий Константинопольский, Егор Кончаловский и др.), на мой взгляд, так и не смогли освоить по-настоящему «полный метр» и создать что-нибудь эпохально-молодежное. Плодовитые сценаристы/актеры Иван Охлобыстин и Рената Литвинова оказались куда удачливее и популярнее. Впрочем, однообразная тусовочно-пофигистская манера Охлобыстина может раздражать куда больше, чем манерное придыхание субтильных героинь Литвиновой…
Насколько хороши российские кинофильмы последних лет? Новый российский фильм сочетает в себе захватывающий сюжет и волнующие приключения, которые вызывают учащенное сердцебиение и дрожь в теле. Некоторые обозреватели говорят, что русские радуются появлению нового типа героя-патриота. Люди говорят, что устали плохо думать о России, и этим объясняется новая тенденция.
«В новых российских фильмах заложены характерные патриотические черты, что похоже на поиски национальной идеи», - считает московский сценарист Георгий Дарахвелидзе. – «Мы стараемся отыскать новый тип героя там, где мы стерли всякую индивидуальность».
«Турецкий гамбит», фильм-сказка об истории русско-турецкой войны 1877 года, начинается со сцены с участием офицера русской разведки по фамилии Фандорин (его роль исполняет Егор Бероев). Проницательный и эксцентричный, страдающий заиканием Фандорин в первой сцене фильма храбро сражается с подсолнухами и турками, спасая семью русского крестьянина.
Когда в 90-е годы киноиндустрии как таковой не было, режиссеры, подобные Файзиеву, оттачивали свое искусство на рекламных роликах.
В 2002 году российское правительство решило дать толчок развитию российского кинематографа, предложив финансировать фильмы, но иногда с условием их утверждения государством. Вышедший в прошлом году и вызвавший некоторое кассовое разочарование фильм «Обратный отсчет», в котором изображен героический агент КГБ, получил субсидии от государства и Первого канала.
Сегодня также отмечается расцвет высокохудожественных, стимулирующих работу мысли фильмов. Здесь следует отметить внимание критиков к фильму Киры Муратовой «Настройщик» о настройщике пианино и его целеустремленной подруге, а также призрачно таинственный фильм о блудном отце под названием «Возвращение».
Фильм «Возвращение», ставший дебютом Андрея Звягинцева, завоевал Золотого Льва на Венецианском кинофестивале и вызвал сравнения режиссера с мастером этого жанра Андреем Тарковским («Жертва», «Ностальгия»).
Однако многие из таких фильмов доходят только до отзывчивой фестивальной публики и не могут конкурировать с отечественными блокбастерами.
Тенденция «выше бюджет, больше спецэффектов, назойливее реклама» началась с «Ночного дозора», мало что представляющего из себя культового фильма в жанре 'фэнтэзи', который захватил в 2005 г. российскую аудиторию. Его кассовый успех - а он принес 16 миллионов долларов - заставил многих удивиться.
Кинокомпания 'Twentieth Century Fox' планирует создать версию этого фильма на английском языке.
Отражением развития киноиндустрии стал Московский кинофестиваль. Он также начинает процесс возрождения после десятилетия отступления. Фестиваль 2005 года критиковали за то, что в его конкурсный показ был включен только один российский фильм «Космос как предчувствие» режиссера Алексея Учителя. На суд жюри выдвинуты также фильмы чилийского режиссера Мигеля Литтина и датчанина Томаса Винтерберга.
Год 2006 очень радует появлением на кинематографическом небосводе немалого количества русских фильмов со знаком качества. Появились новые режиссеры, новые картины, которые не теряются в мировом кинопространстве. Кроме таких лент, как «Дневной дозор» и «Питер FM» (они, впрочем, весьма хороши в своем жанре), появились яркие и нестандартные «Эйфория» Ивана Вырыпаева, «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова и «Человек безвозвратный» Екатерины Гроховской, рассчитанные на мировую аудиторию, а не только на отечественного зрителя. Эти фильмы побывали на международных кинофестивалях, вполне достойно представив Россию.
Из свежевышедших на экраны лент можно выделить первый опыт настоящего фэнтэзи, фильм «Волкодав» и первый российский фильм ужасов «Ведьма». Оценивать не берусь… Лучше один раз увидеть… Для этого и существует кинематограф.